Стратегический анализ строительного рынка
Учебный план: 38.04.01, 2022, (2.5), Экономика
Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания и изучения дисциплины «Стратегический анализ строительного рынка» является формирование у магистрантов теоретической базы и приобретение практических навыков: в области разработки общеконкурентных и функциональных стратегий организации; в области диагностики стратегического потенциала организации; в области стратегического анализа внешней среды организации; в области стратегического анализа внутренней среды; в области анализ отраслевого и регионального окружения строительной организации. Задачи изучения дисциплины состоят в привитии магистрантам теоретических основ стратегического анализа и практических навыков использования методов стратегического анализа в конкретной экономической ситуации.
Краткое содержание дисциплины
История развития стратегического управления. Общая концепция стратегического управления. Современная организация и особенности ее поведение на рынке. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности. Сущность и преимущества стратегического управления. Основная схема стратегического анализа. Виды и уровни стратегии. Современный стратегический анализ в системе управления предприятием. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия. Стратегия, миссия и цели предприятия. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия. Этапы стратегического управления. Ключевые пространства деятельности предприятия. Уровни разработки стратегии и факторы ее определяющие. Методы отраслевого и конкурентного анализа. Ситуационный анализ. Методика анализа внешней среды предприятия. Анализ главных характеристик отраслевого окружения. Анализ движущих сил развития отрасли. Анализ ключевых факторов ус-пеха предприятия. Определение конкурентной позиции основных стратегических групп. Методы и модели анализа внешней среды: STEP анализ, модель 5 сил конку-ренции М.Портера. Сущность и назначение оценки стратегического потенциала предприятия. Цели, задачи, принципы и виды управленческого анализа. Этапы управленческого анализа. Анализ ресурсного потенциала предприятия и управленческий аудит. SWOT - анализ. Определение отличительной компетенции предприятия. PIMS- анализ. Стратеги-ческий анализ себестоимости. Стратегические альтернативы. Стратегическое поло-жение предприятия в конкурентной среде. Анализ хозяйственного портфеля предприятия: основные понятия, цели, задачи и этапы. Матрица Бостонской консталтинговой группы. Матрица Дженерал - Электрик (МАК-Кинси). Матрица Артур де Литлл (Шелл). Основные виды портфельных страте-гий фирмы. Стратегия и техническая политика предприятия. Общие конкурентные стратегии: лидерство в снижении издержек, лидерство в дифференциации продукции, стратегия фокусирования. Специфические стратегии: наступательная стратегия, оборонитель-ная стратегия, стратегия вертикальной интеграции. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия: основные направле-ния и определяющие факторы. Цели, задачи и формы диверсификационных страте-гий. Основные виды и подходы к реализации интернационализационных стратегий. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия. Определение и факторы формирования конкурентных преимуществ предприятия. Методика оценки конкурентного статуса предприятия. Типы стратегий, основанные на конкурентных преимуществах. Стратегия и организационная структура предприятия. Проектирование систем управления. Этапы реализации стратегии. Изменения как основа реализации страте-гии. Проблемы реализации стратегии и методы их устранения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
- ПК-1 Способен проводить стратегический анализ и разрабатывать стратегии деятельности строительной организации, отдельных подразделений и проектов; определять и анализировать ключевые показатели эффективности
- ПК-6 Способен обеспечивать подготовку и реализацию инвестиционно-строительного проекта
- УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий