Русский язык и культура речи
Учебный план: 09.03.02, 2020, (4.0), Информационные системы и технологии
Цели и задачи дисциплины
Основная цель состоит в повышении уровня коммуникативной компетенции студентов. Задачи курса: 1. Сформировать у студентов представление об языковых нормах, о видах речевой деятельности, о различных коммуникативных качествах речи (правильности, чистоте, точности, доказательности, богатстве, логичности, уместности); дать понятие о функциональных стилях современного русского литературного языка и их жанровых разновидностях, об ораторском искусстве. 2. Выработать внимание к нарушению норм литературного языка и стремление к избавлению от речевых ошибок. 3. Научить анализировать собственную речь. 4. Научить создавать профессионально значимые речевые произведения.
Краткое содержание дисциплины
Язык и речь. Понятие «культура речи»: культура речи как научная дисциплина. Нормативный, коммуникативный и этический компоненты культуры речи. Русский язык как национальный, литературный и государственный. Словари. Общее понятие о литературном языке и литературной норме. Динамика нормы. Виды норм. Орфоэпические и орфографические нормы. Словообразовательные, лексические и фразеологические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические и пунктуационные нормы. Понятие функционального стиля. Классификация стилей. Общая характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Публицистический стиль. Разговорная речь. Научный стиль. Общее понятие и характеристика подстилей. Научные произведения различных жанров. Официально-деловой стиль. Общее понятие и характеристика подстилей. Официально-деловые произведения различных жанров. Деловая этика и этикет. Общее понятие о риторике, важнейшие этапы ее развития, основные виды и роды речей. Классический и современный риторический канон. Искусство подготовки к публичному выступлению. Оратор и аудитория: вербальные и невербальные приемы поддержания внимания слушателей в ситуации произнесения речей. Коммуникативные качества речи. Общение и его виды. Понятие ситуации общения: определение, компоненты. Схема ситуации общения. Постулаты успешного общения. Деловое общение: определение, особенности, требования, предъявляемые к осуществлению деловой коммуникации. Основные виды и формы делового общения, их характеристика.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
- УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
- УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах