Перейти к содержимому
Главная » Уч. планы

Основы российской государственности

Учебный план: 09.03.02, 2024, (4.0), Информационные системы и технологии

  • Цели и задачи дисциплины
  • Основной целью преподавания дисциплины «Основы российской государственности» является формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
    Исходя из поставленной цели, для её достижения в рамках дисциплины можно выделить следующие задачи:
    - представить историю России в её непрерывном цивилизационном измерении, отразить её наиболее значимые особенности, принципы и актуальные ориентиры;
    - раскрыть ценностно-поведенческое содержание чувства гражданственности и патриотизма, неотделимого от развитого критического мышления, свободного развития личности и способности независимого суждения об актуальном политико-культурном контексте;
    - рассмотреть фундаментальные достижения, изобретения, открытия и свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации, представить их в актуальной и значимой перспективе, воспитывающей в гражданине гордость и сопричастность своей культуре и своему народу;
    - представить ключевые смыслы, этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие её многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер;
    - рассмотреть особенности современной политической организации российского общества, каузальную природу и специфику его актуальной трансформации, ценностное обеспечение традиционных институциональных решений и особую поливариантность взаимоотношений российского государства и общества в федеративном измерении;
    - исследовать наиболее вероятные внешние и внутренние вызовы, стоящие перед лицом российской цивилизации и её государственностью в настоящий момент, обозначить ключевые сценарии её перспективного развития;
    - обозначить фундаментальные ценностные принципы (константы) российской цивилизации (единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие), а также связанные между собой ценностные ориентиры российского цивилизационного развития (такие как стабильность, миссия, ответственность и справедливость).
  • Краткое содержание дисциплины
  • Основным содержанием первого раздела дисциплины является комплексное и системное представление России как страны и государства. Это предусматривает ознакомление студентов не только с общими природно-географическими или социально-политическими характеристиками современной России, но и вовлечение их в обсуждение наиболее интересных и характерных её особенностей, в частности, погружение студентов в многонациональную российскую культуру. Далее в представлении раздела можно перейти к современному социально-экономическому развитию страны. Далее следует представление выдающихся героев российской истории, причем связанных не только с общегосударственным развитием, но и с региональным срезом. Заключительной частью первого раздела УМК является презентация ключевых испытаний, пережитых Россией, и побед, одержанных российским народом в ходе этих испытаний и отразившихся в актуальной повседневности страны.
    Содержание второго раздела (Российское государство-цивилизация) представляет собой два смежных повествовательных вектора: с одной стороны, обучающимся необходимо представить цивилизационный подход (как дискуссионное, но, вместе с тем, обоснованное, фундированное и перспективное направление мысли), с другой, связать российскую историю (в т.ч. новейший её период) с этим подходом.
    Третий раздел дисциплины, посвященный мировоззренческим вопросам, представляет собой её центральный содержательный элемент. Он предполагает, с одной стороны, приобщение студентов к соответствующему академическому дискурсу и ознакомление их с базовыми теоретико-методологическими основаниями исследования мировоззрения, а, с другой стороны, должен представить результаты актуальных эмпирических исследований (соцопросов, замеров общественного мнения, интервью, лонгитюдов и пр.) по поводу мировоззренческих ориентиров современного российского общества.
    В рамках четвертого раздела (Политическое устройство России) рассматриваются вопросы, связанные с государственной системой России, её структурах публичной власти, их истории и современном состоянии.
    Завершающий раздел дисциплины возвращает, с одной стороны, к осознанию современных вызовов (как глобальных, стоящих перед человечеством в целом, так и цивилизационных и даже конъюнктурных, стоящих перед Россией), а с другой, к потенциальной роли самих обучающихся в ответе на такие вызовы. 
    
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах