Перейти к содержимому
Главная » Уч. планы

История

Учебный план: 38.03.05, 2021, (4.0), Бизнес-информатика

  • Цели и задачи дисциплины
  • Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общего представления об историческом пути российской цивилизации через изучение основных культурно-исторических эпох; сформировать у студентов целостное представление об основных периодах и тенденциях отечественной истории в контексте мировой с древнейших времён по настоящее время; научить студентов выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, систематизировать и обобщить огромный массив самого разнообразного материала, свести отдельные и часто разрозненные факты и события в стройную систему достоверных знаний, вы-явить причинно-следственные связи между ними, показать глубинные процессы, определяющие ход общественного развития, его движущие силы и мотивацию.
    
    Поставленная цель достигается освоением студентами неисторических специальностей базовых категорий и понятий исторической науки, изучением исторических закономерностей.
    
    Задачей курса является выработка у студентов цельного образа истории с пониманием ее специфических проблем, а также развитие умения работы с историческими источниками и научной литературой. В ходе изучения истории студент должен овладеть знаниями исторических фактов – дат, мест, участников и результатов важнейших событий, а также исторических названий, терминов; приобрести умения извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приёмами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.); усвоить исторические понятия, концепции; сформировать представления об оценках исторических событий и явлений и навыки оценочной деятельности (умения определять и обосновывать своё отношение к историческим и современным событиям, их участникам).
    
  • Краткое содержание дисциплины
  • История как особый вид познавательной деятельности. Значение изучения истории для выполнения практических задач. Россия как особая цивилизация: особенности её формирования и развития в сравнении с историей цивилизаций Запада и Востока.
    
    Мир в эпоху раннего и развитого Средневековья. Особенности становления и развития Древнерусского государства. Христианизация Руси: причины и последствия. Распад Киевской Руси. Русские земли между двух огней (католической агрессией Запада и напором восточных кочевников). Русь и Золотая Орда: особенности и последствия взаимодействия.
    
    Мир в эпоху позднего Средневековья. Образование Русского централизованного государства: альтернативы, ход, особенности. Формирование российского самодержавия и его характерные черты. Смутное время в России и его последствия. XVII век – «новый период» отечественной истории.
    
    Мир в Новое время. Российская империя в 1700–1917 гг.: зигзаги модернизационных процессов. Особенности российской практики реформаторства в XVIII–XIX вв. Общественно-политические движения и их роль в свержении самодержавия. 1917 год: нереализованные возможности.
    
    Мир в XX в. Становление Советской власти и её эволюция в сторону авторитаризма. Зигзаги экономической, социальной и внешнеполитической истории СССР. Великая Отечественная война советского народа. Попытки преодоления авторитаризма и их итоги. Застой и стагнация советского общества. Перестройка и распад СССР.
    
    Рождение новой России: успехи и неудачи внутри- и внешнеполитического курса Б.Н. Ельцина. В.В. Путин и его курс на стабилизацию.
    
    Заключение: обобщающий взгляд на историю России и её место в мировом историческом процессе.
    
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
  • УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах