Функционально-стоимостной анализ и теория ошибок
Учебный план: 09.03.02, 2021, (4.0), Информационные системы и технологии
- Цели и задачи дисциплины
-
Цель дисциплины - освоение основ теории ошибок и технологии выявления неприятностей в системах различной природы. Задачи дисциплины: - усвоение обучающимися понятий о природе человеческих ошибок и причинах их возникновения в искусственных системах; - освоение навыков выявления несоответствия затрат на реализацию функций объектом (и его элементами) выполняемым функциям при проведении каскада анализов (компонентного, структурного, функционального, стоимостного, параметрического и потокового), а также анализа на соответствие объекта законам развития систем; - освоение методики построения и анализа причинно-следственных сетей из неприятностей (нежелательных эффектов) в системах.
- Краткое содержание дисциплины
-
Природа и источники человеческих ошибок (основные концепции теории ошибок). Понятие функционально-стоимостного анализа (ФСА), его роль в современной системной инженерии (на всех фазах жизненного цикла антропогенных, искусственных систем). Характеристика ФСА как эффективой технологии выявления неприятностей или нежелательных эффектов (НЭ) - препятствий достижения целей: сущность, этапы анализа, содержание работы на этапах. Взамосвязь ФСА и теории решения изобретательских (ТРИЗ). Понятие функционально-идеального моделирования (ФИМ) или "свертывания" как процедуры избавления от необходимости решения множества задач
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
- УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни