Психология
Учебный план: 38.03.05, 2020, (4.0), Бизнес-информатика
- Цели и задачи дисциплины
-
Программа разработана для бакалавров по направлению 38.03.05 Бизнес-информатика, в чью профессиональную деятельность психология войдет как дисциплина, которая будет способствовать: – повышению общей и психологической культуры; – формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; – умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; – самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности; – самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей; – умению взаимодействовать с людьми как индивидуально, так и в группе, готовности к сотрудничеству. Задачи курса: – ознакомление с основными направлениями психологической науки; – овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности; – приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности; – приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; – ознакомление с методами развития профессионального мышления.
- Краткое содержание дисциплины
-
Предмет, объект, задачи и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Сознание как высшая ступень развития психики. Общая структура психических явлений. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие. Социальная перцепция. Представление. Внимание. Виды и свойства внимания и их сравнительная характеристика. Память. Мнемические процессы. Виды памяти. Условия, способствующие успешному хранению информации. Воображение. Творчество. Мышление и интеллект. Мышление как высший психический процесс. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Виды и типы мышления. Интеллектуальный потенциал. Язык и речь. Психология личности. Структура личности. Человек, индивид, индивидуальность, субъект, личность. Развитие личности. Этапы формирования личности. Понятие темперамента. Типы и свойства темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Понятие характера. Характер и воля. Акцентуации характера. Характер и профессия. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Понятие деятельности. Направленность личности. Мотивация и личность. Потребности как источник активности. Эмоции и чувства. Психические состояния. Психическая регуляция поведения и деятельности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействие. Феноменология малых и больших групп. Психология общения. Эффективность групповой деятельности. Положительное воздействие коллектива на индивида. Отрицательное влияние группы на личность. Самочувствие личности в группе. Понятие о конфликте. Типичные трудности и техника межличностного общения. Профессиональное самоопределение. Профессиональная и социальная адаптация. Личностная и профессиональная самоактуализация. Профессиональная карьера. Ответственность как свойство личности. Принятие решения как управленческая функция. Отношение к инновациям.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
- ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
- ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
- ПК-8 организация взаимодействия с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия